В современном мире практически каждый человек считает, что истинное проявление добра – альтруизм. Поступки, совершаемые во благо других людей, всегда считались и считаются проявлением самопожертвования. В это же время действия, направленные на достижение собственного успеха, рассматриваются обществом как эгоистичные. Даже та небольшая часть людей, готовых переступить некоторые моральные установки и законы, все еще имеют единое мнение: альтруист – порядочный и добрый человек, практически эталон современного благодетеля. Эти убеждения настолько глубоко засели в человеческих головах, что отступать от непреложности альтруизма все равно, что верить в плоскую Землю.

Через одного нам утверждают, что достигать своих целей прямым путем неправильно, а вот по пути помогать нуждающимся – единственно верное решение. Те, кто не говорят об этом, однозначно имеют хотя бы такую мысль. Подразумевается, что благодаря альтруизму и доброте человек остается человеком, имеет открытое сердце и не становится озлобленным эгоистичным существом. И вообще, альтруизм – это несомненно путь к обществу, в котором будет царить полная гармония.
Сейчас все эти «правила» настолько распространены, что невольно закрадывается мысль – а не ведет ли альтруистический путь совсем в другую сторону?

эгоизм

Стоит задуматься о том, как нам преподносят информацию приверженцы альтруизма: они требуют от нас полного подчинения собственным этическим правилам!
Любое свое действие мы должны соглашать с другими – теми, кому повезло меньше нас. Не имеет значения, действительно ли это было везение или вы заработали свои кровные денежки небывалыми усилиями и честным трудом. Проходишь мимо нуждающегося и не делишься собственными благами – и общество уже закидывает тебя камнями. К слову, всем этим «нуждающимся» всегда будет чего-то не хватать, и в этом они каждый раз будут обвинять более успешных людей.
Если вы имеете доступ к большим благам, чем другие, значит, вы должны открыть его и нуждающимся. Стать альтруистом в понимании общества, значит забыть о собственных интересах и действовать лишь во благо другим. Иными словами, вы должны отдать себя в добровольное рабство, посвятив свою жизнь помощи и заботе «бедным».
Предположим, ваш сосед остался без крыши над головой – его дом сгорел. Даже не являясь альтруистом, вы поможете бедняге: накормите, напоите, пустите переночевать к себе. Совершив такой поступок, вы особо не задумываетесь, что можно как-то иначе, ведь так поступил бы каждый. То есть в вашей голове закреплена мысль, что другие люди имеют те же базовые ценности, что и вы. Следовательно, большинство из нас действительно готовы прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудном положении. И это не потому, что мы кому-то априори обязаны, а исключительно из своих человеческих качеств. При этом ваши деньги остаются вашими, а личное время – тоже только ваше. Но вы великодушно тратите и то, и другое во благо другого человека, потому что хотите помочь, даже не имея от этой помощи собственной выгоды. В такой ситуации, не являясь альтруистом, вы не будете страдать от голода, отдав последний кусок погорельцу. Не оставите собственных детей без крыши над головой, отдав их комнаты бездомным детям. И, разумеется, вашей помощи не дождется тот, кто ее не достоин.

Альтруизм и эгоизм

«Нет-нет, — скажут приверженцы альтруизма. – Деньги, время, прочие блага – все это вовсе не ваше, а принадлежит тем, кто больше нуждается». Альтруисты не просто просят, а требуют делиться с ними нашими благами, даже если для этого нет никакой возможности. И все-таки, почему же голодный обязан пожалеть и накормить другого голодного на последние деньги вместо того, чтобы поесть самому? Кодекс альтруиста гласит: у тебя просто нет других вариантов, нет выбора. Ты обязан жить ради других. Даже если сам находишься не просто в сложном, а в бедственном положении. Не знаю, как назвать такой подход, но сомневаюсь, что он действительно может привести к гармоничному обществу.
В мире, где превыше всего стоит самопожертвование, наличие чужих потребностей – сильный аргумент. Поэтому будьте готовы к тому, что рано или поздно настанет и ваша очередь жить для других: отодвинуть свои потребности на задний план, а представления о будущей жизни и вовсе заменить на новые, соответствующие альтруистическим ценностям.
Вот вам еще немного информации к размышлению – расскажу несколько реальных «альтруистических» историй.

Сам собой напрашивается вполне логичный вопрос: если я должен помогать другим, то кто поможет мне? Почему забота о чужих нуждах – это правильно, а о своих – недопустимая роскошь?
Если рассмотреть альтруистический подход, то в его рамках истинной потребностью считается только та, которая требует от других людей самопожертвования.
Когда вы заняты удовлетворением собственных потребностей самостоятельно, альтруисты молча стоят в стороне. Вы можете долгое время упорно работать, нести ответственность за себя и свою жизнь, участвовать в выгодных обменах – все это не интересует альтруистических последователей. Но стоит только отказаться от выполнения своих обязательств в рамках какого-то обмена только потому, что вы не хотите сами работать, а кто-то другой должен вас кормить, альтруисты набегут и станут кричать, что более успешные люди обязаны вам помочь.

Знаю, вас уже начали мучать некоторые вопросы. Почему мы должны отдавать другим то, ради чего упорно и долго работали? Почему беспокойство о комфорте других – добродетель, а о собственном – непростительная роскошь? Почему моральные законы требуют от нас страданий ради других?
Никто не говорит, что мы не должны помогать людям, попавшим в беду. Если вам пытаются это втолковать, отметайте все попытки. Мы ведем речь совсем о другом. Почему мы постоянно обязаны кому-то? Почему нашей жизнью должны распоряжаться «нуждающиеся» в ущерб нам самим? Почему преподносится мнение, что правильная жизнь – жизнь для других?
Альтруизм заставляет нас жертвовать своими интересами и благами в пользу других людей, даже если мы не имеем никакого отношения к истокам их проблем. Мы должны отдать последнее, даже если «нуждающийся» сам является виновником своих бед. Все эти факторы никого не интересуют, важным является только факт наличия проблемы, которую нужно решить любым способом. Если семнадцатилетняя девчонка, которая бросила школу, требует более просторную квартиру в силу своей третьей беременности; если грязный бездомный просит милостыню на пропитание, — даже тогда мы не имеем права отказать нуждающемуся, хотя и понимаем, что они не заслуживают нашей помощи. Сам факт подобного самопожертвования довольно унизителен. Даже после небольшой помощи аппетиты «нуждающихся» будут расти с огромной скоростью, а вы уже не сможете им отказать, ведь гнев истинных альтруистов начнет преследовать вас повсюду. И конца у этой тенденции пока не предвидится.

Жалеть других

Попробуйте пожалеть и покормить дикого медведя – он начнет постоянно приходить к вам за едой. И это вполне логично со стороны зверя: зачем утруждаться для самостоятельного поиска пищи, если можно просто прийти, попросить и получить желаемое? А итог от этих действий будет довольно заметен – от этого же медведя пострадаете вы сами, либо тот, кто случайно с ним столкнется.
Парадокс заключается в том, что альтруисты открыто сочувствуют не тем, кто в силу обстоятельств стал «жертвой», а тем, кто сам является источником своих бед. Зачастую такие люди ни у кого не вызывают симпатии, однако альтруисты уже спешат на помощь, ведь «обездоленному» нужна какая-то помощь и ему обязаны ее оказать.
Альтруисты с удовольствием раскрывают свои объятия именно для таких индивидов.
Однако, может быть и такое, что приведенные примеры все-таки являются исключением из правил. Большее количество членов общества все же не стремится в повседневной жизни быть альтруистами. Надо заметить, что многие, напротив, хотят подражать скорее Стиву Джобсу, чем матери Терезе. Тогда почему мы так часто слышим разговоры об альтруизме и становимся участниками этих прений?

Этические принципы и законы альтруизма станут кандалами на наших ногах, если мы начнем безоговорочно им следовать. Таким путем мы никогда не достигнем поставленных целей и никогда не станем новыми представителями крупнейших производственных компаний, как Стив Джобс или Билл Гейтс.
Давайте же подробнее рассмотрим успех последнего. До того, как стать миллиардером, Билл долго и упорно трудился. Какими же фактами из своей биографии он гордится сильнее всего? Нет, вовсе не своими достижениями в области компьютерных технологий, как вы успели подумать. На сегодняшний день самым успешным своим проектом Гейтс считает благотворительный фонд своего имени. Миллиардер невероятно гордится своим детищем и призывает всех брать с него пример. Если взглянуть на деятельность компании Microsoft с точки зрения морали, то вся ее прибыль – это ни что иное, как результат корысти.

Мы еще предпринимаем попытки, но все же никто не может во всеуслышание объявить о несостоятельности альтруистических подходов. Может, мы и хотели бы избавиться от навязчивости альтруизма, перестать становиться его жертвами и заложниками, но сделать это как-нибудь тихо, без свидетелей. Когда мы слышим в свой адрес упреки об эгоизме, нам нечего ответить – остается молча принимать гнев альтруистов. Да что и говорить о противостоянии всем этим явлениям, если само государство все чаще требует от нас самопожертвования.

Куда ни глянь, везде слышен негласный, но громкий призыв – будь альтруистом.
Если рассмотреть внутреннюю политику государства, то мы видим – государственные служащие только и занимаются тем, что отнимают блага у одних, чтоб отдать другим. Наши налоги, являющиеся обязательными, идут на содержание других людей. Мы платим государству за то, что оно на эти средства заботится о наркоманах, предоставляет им реабилитационную помощь, содержит центры социальной помощи и больницы. Но что же имеем с этого мы, простые люди, которые не нуждаются ни в реабилитации, ни в социальной помощи, ни даже в «бесплатной» медицине в силу ее слабой эффективности? А мы-то должны довольствоваться духовными ценностями, ведь деньги в жизни не главное, к тому же есть более нуждающиеся слои населения.
В различие между хозяином и его слугой? Последний работает не на себя. Альтруизм предлагает нам такую же схему: один человек получает моральное право управлять действиями другого. «Нуждающийся» контролирует, а имущий молча выполняет.
Альтруизм – это своеобразный призыв к «добровольному» подчинению чужим потребностям. Он словно приковывает нас цепями к «нуждающимся», заставляя снова и снова им помогать. Мы получаем требования не только уважать чужую собственность, но и стать чужой собственностью.

И все-таки мы склонны принимать альтруизм как добродетель. Но к чему же он ведет?
Никто не может доказать правомерность альтруистической доктрины. Не существует ни единой предпосылки для того, чтобы человек добровольно согласился стать чьим-то рабом, беспрекословно выполняющим любые указания.
Попробуйте представить себе типичного эгоиста. Каким его рисует ваше воображение? Злым и жестоким человеком, который склонен совершать преступления, грабить людей и даже совершать насильственные поступки. В целом, наше воображение характеризует эгоиста как мошенника исключительно с корыстными целями. Вернее, это общество навязало нам такое представление.
На деле же под эгоизмом понимается всего лишь соблюдение личных интересов. Эгоистом считается тот человек, который стремится сделать свою жизнь лучше. Как же относиться к таким «эгоистам», которые просто стараются украсить свою жизнь плодами собственного труда? Ведь таких людей довольно много. К их личностным качествам можно отнести самостоятельность, ответственность за свою жизнь, отсутствие потребности постоянно просить и принимать чью-то помощь. Такие «эгоисты» сами строят свою жизнь и зарабатывают на нее, как могут. Почтальон, приносящий почту; прилежно и кропотливо учащийся студент, корпящий над книгами вместо тусовок; упорно трудящийся спортсмен, стремящийся стать чемпионом; изобретатель, мечтающий разбогатеть и конструирующий для этого все новые изобретения в надежде на успех, — каждого из таких людей можно назвать эгоистом. Они поставили себе конкретную цель и идут к ее достижению, не стараясь попутно использовать кого-то в целях получения безвозмездной помощи. Они выполняют свою работу и не отнимают чужие блага – именно эта модель поведения считается эгоистичной.

Равнодушие

Альтруисты же, с свою очередь, остервенело доказывают обществу, что с эгоистом невозможно иметь никаких дел. Они говорят, что эгоист – равнодушное существо, не имеющее чувств, преследующее единственную цель – обогащение. Также внушается мысль, что эгоист – мизантроп, к тому же зацикленный на себе. Однако личная заинтересованность может быть не только материальной, но и духовной. Задумайтесь: если у вас есть близкий друг или любимый человек, то вы получаете определенные преимущества. Мы выделяем только тех людей, которые нам интересны и дороги, отсеивая остальных.
Может случиться и так, что, попав под влияние альтруистов вы всем сердцем полюбите первого встречного (если такое вообще бывает) – о, это будет действительно стоящий, а главное – самоотверженный поступок! Для того, чтобы полюбить чужого человека или даже врага – для этого требуется немалая самоотверженность и, разумеется, полное самоотречение. Однако истинная любовь все равно эгоистична. Ее невозможно получить, как милостыню, просто попросив у того, кто более успешен в этом плане. Просто представьте: вы решили признаться в любви кому-то не потому, что действительно переполнены чувствами, а только лишь из жалости. Звучит ужасно нелепо и полностью абсурдно. Любовь не идет ни в какое сравнение с благотворительностью, ведь любим мы не из жалости и не из альтруистических побуждений, а только исходя из собственных чувств к дорогому человеку. И только такая любовь может приносить удовлетворение и бесконечную радость.
С какой-то стороны выбор человека, с которым хочется прожить всю жизнь бок о бок, можно отнести к проявлению чистого эгоизма. Ведь мы опираемся только на свои чувства, свои желания, свое мнение. И только неотесанный альтруист может восклицать, что дружеские и любовные отношения непременно должны быть жертвенными.
Руками альтруистов уже давно извращено и перевернуто с ног на голову понятие об эгоизме. Они имеют собственное мнение о том, что такое жертвенность. Что они понимают под словом «пожертвовать»? Вряд ли это означает просто что-то кому-то отдать. Например, мы отдаем деньги продавцу в обмен на продукты – это всего лишь сделка, никакой жертвенностью здесь и не пахнет. То есть в этом случае деньги – меньшая ценность, а продукты – большая. Жертвенный же поступок будет означать неравноценный для «жертвы» обмен – ты должен отдать что-то значимое для себя в обмен на что-то бесполезное. То есть жертвенность обязательно включает в себя необходимость понести убытки: поэтому-то альтруисты и считают такие поступки добродетелью.

Почему-то среди альтруистов бытует мнение о том, что отказ от благ сегодня приведет к успеху завтра. Такую систему они также именуют самопожертвованием. Но здесь можно подобрать и спорный пример: долгие годы обучения для того, чтобы стать отличным хирургом или первоклассным пианистом. Да, здесь также приходится отказываться от каких-то благ сегодня ради будущего успеха. Но здесь жертва совершенно ни при чем.
Опять же, со стороны альтруистов вкладывать силы и время в достижение будущего успеха – то же самое проявление эгоизма.
Принести в жертву ладью, чтобы получить ферзя, — не глупый, а разумный и сильный ход. А вот желание сыграть в поддавки со слабым противником – уже самопожертвование. Когда солдат отправляется в гущу боевых действий на защиту своей страны, он не приносит жертвы, ведь он защищает свою страну, своих близких и свою свободу. А вот если его отправляют с какой-нибудь гуманитарной миссией на край света – это да, это альтруистам очень даже по нраву, ведь там он никак не защищает собственные интересы, а действует лишь во благо других.

Альтруизм пытается найти поддержку в области иррационального. Требование совершать жертвенные поступки ради блага других можно сравнить с рассказами о том, что существует философский камень, или о том, что воду можно превратить в вино. То есть здесь работают не конкретные факты, а их антипод – слепая вера.

Альтруисты пытаются убедить нас в том, что преследование личных интересов сопровождается корыстными мотивами, а потому у эгоистов отсутствуют какие-либо моральные принципы. И они не просто отсутствуют, а презираются со стороны эгоистов. Таким образом нам пытаются внушить, что моральный кодекс полностью игнорируется эгоистами. Проще говоря, альтруизм – не один из разделов этики, а сама этика. То есть любое противоречие альтруистическому подходу просто не находит отклика в обществе.
По мнению альтруистов, различные моральные нормы, среди которых честность, принципиальность и справедливость можно рассматривать только в контексте самопожертвования. К примеру, с точки зрения альтруизма, честность – это необходимость говорить правду в любом случае, даже когда она неприятна, а ситуация того не требует.
Справедливость – это когда, не взирая на личный интерес, дают по заслугам тому, кто это заслужил, не принимая во внимание никаких смягчающих фактов.
Принципиальность – это когда, отодвинув личный интерес в самый дальний угол, хранят верность истине. Делай так, как нужно, а не так, как выгодно. То есть люди, которые живут для себя, ни в коем разе не могут быть честными, принципиальными и справедливыми. С точки зрения альтруистов, разумеется.

Однако в реальной жизни моральные законы действуют с точностью до наоборот: именно принципы эгоизма в жесткой форме требуют четкое соблюдение нравственных принципов.
Человек не живет сегодняшним днем. Предположим, вам жарко, и вы хотите пить. Но при этом вы знаете, что в лимонаде – смертельный яд. Если бы человек жил здесь и сейчас, вы бы выпили этот напиток, не думая о завтрашнем дне и последствиях. Но вы действуете в своих интересах и терпите до тех пор, пока не отыщете безопасный способ утолить жажду.
Такой подход обеспечивает правильность принимаемых решений. Если вам нравится процесс курения, и вы получаете удовольствие от каждой сигареты, при этом выкуривая по две пачки в день – вы действуете против своих интересов. Стоит понимать, что жизнь состоит из определенной цепочки действий, которые всецело зависят от нас самих. Процесс выживания – это бережное отношение ко всей своей жизни, а не к какому-то определенному моменту. Сделанный нами выбор всегда относится к улучшению своей жизни. Если мы хотим каждый раз делать выбор в пользу жизни, нам следует научиться смотреть в будущее и думать о том, каким будет завтрашний день. В течение всей нашей жизни мы должны совершать поступки, задумываясь о последствиях, которые рано или поздно настигнут нас в будущем.

После измены муж старается выстроить выдуманный мир, при этом обманывая не только свою жену, но и в первую очередь самого себя. Он понимает, что правда – слишком сильное оружие, которое в данный момент приставлено к его голове. Каждый день он будет вынужден пытаться увернуться от «выстрела», потому что знает, какие последствия это за собой повлечет. Но стоит учитывать, что жизнь – это цепочка взаимосвязанных событий, и в описанной ситуации каждое из них представляет собой угрозу привычному жизненному укладу. Страх быть разоблаченным увеличивается с каждым мгновением, а ложь порождает новую ложь.

Что с этим делать? Посмотрите видео где я объясняю как работают чувства человека и как реагирует бессознательное.

Создано: 26.01.2018