Я расскажу, как создаются убеждения, верования и знания об этом мире. Но не те убеждения и знания, которые гибкие и могут меняться, а те, что устойчивы, и на которые вроде как, не можете повлиять. Например, убеждение, что люди опасны или что людей надо стесняться. То есть фактически, мы говорим о характере. Потому что характер человека считается чем-то неизменным, это что-то такое железобетонное, что нельзя изменить, что передаётся от мамы с папой через гены, но это не так. Характер человека – это та вещь, которую ребёнок получает, находясь ещё в утробе матери. И до семилетнего возраста, в этот весь период, он получает свой опыт.

Как это происходит? Ребёнок внутри мамы не знает, каков этот мир. Ребёнок маленький, он чистый лист. Единственная программа, которая есть у этого маленького ребёнка – это выживание, ему нужно выжить. Так как ребёнок не знает, какой этот мир, как ему себя в нём вести, то он, понимая, что раз его мама выжила в этом мире, значит, вероятно, если он будет делать то же самое, что и мама, то он выживет. Например, беременная мама идёт по улице, к ней подходит мужчина, мама начинает стесняться этого мужчину. Ребёнок в животике понимает, что ему тоже нужна эта реакция, потому что он ещё не может оценить – хорошо это будет для него в дальнейшем или нет, ему не с чем сравнить, потому что он чистый лист. Ребёнок эту реакцию берёт себе – что окружающих людей, мужчин или красивых мужчин, или противоположный пол, ему нужно опасаться. Он или она вырастает и понимает, что когда  их видит, замыкается в себе, начинает стесняться, или происходят ещё какие-то такие реакции. Все эти реакции в большинстве случаев, закладываются до 7-летнего возраста.

Почему так происходит? После 7-летнего возраста, маленький ребёнок уже имеет достаточно большой багаж знаний, чтобы то, что к нему приходит извне, какое-то новое знание – например, ему бабушка в 12 лет говорит, что богатым быть плохо. Но у ребёнка уже есть свои собственные знания об этом мире, и он сверяет со своими собственными знаниями то, что ему пришло новое. «Нет, это не соответствует моим знаниям, я это не буду брать, это мне не нужно». Его бессознательное, это знание просто отфильтровывает. До 7-летнего возраста, ребёнку не с чем сравнить новое знание. Фактически, ему можно внушить всё, что угодно. Чем меньше этот ребёнок, тем больше возможности засадить в голову ребёнка любые убеждения.

Как я часто вижу у клиентов – достаточно, всего лишь одной фразы. Например, бабушка скажет, что девочек нехорошо бить, и мальчик не может себя проявить, если говорить вообще об агрессии вовне. Или ему скажут, что нехорошо драться – и он не может вообще никак себя проявлять. Чем раньше происходят подобные вещи, тем они легче заходят в голову.

Когда ребёнок становится старше – 10-11-12- 20 лет, то всё, что с ним происходит, даже если это очень сильно травматичный эпизод, он уже в любом случае сверяется со всеми предыдущими знаниями об этом мире. Если есть что-то противоречащее, этим новым знаниям, то, скорее всего, они отфильтруются, либо они будут как-то частично приняты. Они уже не будут такими жёсткими, как знания, которые закладывались в детском возрасте.

Бывает, конечно, что происходит что-то очень травматичное. Например, у моей клиентки, в 9 лет была психотравма – она тонула. Когда она тонула, это было реально связано с угрозой жизни. Поэтому её головной мозг записал, что нужно опасаться чего-то неизвестного, в том числе и воды. Это произошло достаточно в позднем возрасте. То есть новые убеждения могут насадиться во взрослой жизни, только если это будет реально связано с угрозой жизни.

Получается, что всё, что мы знаем об этом мире, об окружающих людях, о себе – это всё идёт из детского возраста. В большинстве случаев это даже не наши собственные мысли, это мысли окружающих людей, мысли и действия окружающих людей – папы, мамы и ближайшего окружения. В общем, чем больше человек присутствовал в нашей жизни, тем больше от него мы взяли.

Что происходит с человеком, который сознательно принял решение идти против своих базовых убеждений? Например, ему 30 лет, у него есть детское убеждение, что окружающий мир не безопасен. Этот человек говорит: «Нет, я буду жить по-другому, буду доверять этому миру». Он начинает идти через этот страх, путешествовать, знакомиться с окружающими людьми. Но каждый такой выход из его зоны комфорта, становится очень стрессовым, потому что его бессознательное, видит свои убеждения, что окружающий мир опасен. У этого человека начинает возникать страх, то есть бессознательное включает страх, чтобы человека вывести из этой ситуации, которая активирует это убеждение. Если человек продолжает действовать подобным образом,  он всё равно идёт через свой страх, он через него переступает, то здесь возможны 2 варианта развития событий:

1 – Либо бессознательное будет усиливать этот страх, и будет усиливать его сначала до сильного страха, потом до паники, а потом возможно, до панических атак.

2 – Либо человек постепенно этот страх уберёт. Это идёт из поведенческой терапии, то есть человек попадает в стрессовую ситуацию или в ситуацию, где он боится, где он раньше действовал деструктивно, он сейчас себя сознательно ведёт по-другому. Бессознательное видит, что ничего страшного не происходит – он попадает в ситуацию, которая вроде бы как связана с угрозой жизни, но угрозы жизни реально нет. Он ещё раз попадает в эту ситуацию – бессознательное видит, что ничего не происходит. Постепенно эту реакцию начинает убирать. Это действительно работает, но эффективность этого метода достаточно маленькая. Потому что, во-первых, этот метод поведенческой терапии, может усилить этот страх, а во-вторых, количество попыток, которые нужно будет сделать, оно у всех разнится – но этот метод рабочий.

Другой вариант, как можно воздействовать на эти бессознательные убеждения, верования, страхи. В любом случае корень всегда один – это какая-то ситуация, в которой ребёнок принял решение вести себя подобным образом или чувствовать себя подобным образом. Надо исправить, как раз ту начальную ситуацию, в которой ребёнок принял решение, как себя вести. Для того, чтобы найти это убеждение, нам нужно использовать одну из особенностей нашего головного мозга, а наш головной мозг работает по ассоциативной памяти. Когда нам нужно что-то вспомнить, мы сначала даём задачу. Например, где ключи, и по ассоциативной памяти, мозг начинает вспоминать все события, которые связаны с ключами. Перебирая такие события, мозг находит, где в последний раз, ты оставил ключи.

Что мы делаем? Когда ребёнок попадает в стрессовую ситуацию, у него есть ощущение в теле. То есть, например, за ребёнком гонится собака и кусает его за пятки. Бессознательное ребёнка начинает понимать, что это опасно для жизни, потому что это больно. Оно начинает включать реакцию, во-первых, психическую, а во-вторых, физическую. Физическую, чтобы ребёнок смог среагировать на собаку. Например, чтобы ребёнок начал бежать быстрее, или например, чтобы ребёнок стал кричать громче, для того, чтобы услышали родители. Для того, чтобы эта реакция была, как можно сильнее, бессознательное концентрирует энергию в теле. Например, если ребёнку надо было бы кричать сильнее, то у него возможна концентрация этой энергии в горле или где-то в грудной клетке, чтобы он мог отбиться от собаки, или, может, пойдёт куда-то в ноги, или ещё что-то. Бессознательное делает тонус в мышцах там, где ребёнку нужно будет проявить себя, например, убежать или, может быть, спрятаться, или, может быть, напасть, или замереть. Так же оно выносит решение – что собака опасна. Ребёнок идёт по улице, например, несколько лет спустя, бессознательное видит собаку, бессознательное тут же сканирует пространство – есть ли что-то, что связано с этим животным. Оно находит воспоминания, что собака – это опасно, оно тут же воспроизводит ту же самую реакцию и то же самое ощущение, которое там тогда приняло. Например, что нужно замереть, и что нужно бояться. Замирать – потому что в той ситуации, он выжил, и значит, эта реакция была полезной. Бессознательное делает в теле, те же самые ощущения, например, чтобы замирать, оно сковывает всё тело, ребёнок чувствует, что он не может двигаться и начинает бояться – две реакции.

Для того, чтобы нам найти, ту самую первую ситуацию, в которой ребёнок принял решение, что ему нужно бояться и замирать, мы берём реальный страх, который возникает у человека. И с этим же страхом, который возникает у человека, возникает та же самая реакция в теле, какая у него была и в детстве. Например, у него тело начинает напрягаться, где-то в определённых областях, или его тело начинает наоборот где-то там распирать, жечь, болеть или ещё что-то. По этой ассоциативной связке, по этому напряжению в теле, мы можем спуститься постепенно вниз-вниз-вниз по возрастам и найти ту ситуацию, которая спровоцировала это данное чувство. У всех людей это свойство психики работает одинаково. Вы, может быть, знаете на логическом уровне, что ничего до 16 лет,  или до 7 лет, вы не помните – вообще тишина. Но при определённых условиях головной мозг, начинает генерировать эти воспоминания. Он начинает доставать, даже самые обрывочные знания. Используя ассоциативное свойство памяти, мы можем найти это воспоминание. После того, как мы находим это воспоминание, в котором ребёнок принял решение, мы можем уже и повлиять на это решение – как ему реагировать более адекватным способом. Потому что в той ситуации, ничего не произошло – ребёнок выжил, он ошибся. Когда бессознательное этого человека и сам этот человек поймёт, что там была ошибка, то это воспоминание уйдёт.

Здесь нет никакой мистики или эзотерики. Мы просто берём нейронную связку и начинаем с ней работать, и она начинает меняться. Это свойство психики называется «реконцендация памяти», об этом я расскажу чуть позже.