Хотел сегодня поговорить о разнообразии и важности этого момента. У меня рядом вот такая статуя, я облокачиваюсь локтем для того, чтобы рука не уставала. Я выехал из Вьетнама на мотоцикле, сейчас еду по Камбоджи. Недавно ехал по трассе, где была одна полоса в каждую сторону. Я еду не быстро, где-то 50 км не больше, потому что на этом мотоцикле, больше уже не комфортно ехать. 57, а дальше уже неприятно ехать. Соответственно, многие обгоняют. А трасса сделана так, что видимо, ещё не закончена – на дороге одна полоса в одну сторону, и одна в другую, и на обочине мелкий гравий. Когда на дороге заканчивается асфальт,  там достаточно большой переход. Когда мы едем, и, например, нас обгоняет грузовик или легковушка – они сигналят, и местные спрыгивают на гравий, либо просто едут по гравию. Соответственно, по гравию ехать быстро не получится, там едешь со скоростью 30-40 км, и достаточно напряжённо ехать. Потому что ты тратишь много энергии на то, чтобы следить, где не очень глубокий гравий, потому что если ты заедешь туда, где глубоко, то тебя разложит. По знакам никаких ограничений, по поводу езды на дороге нет. Соответственно, я еду по асфальту, потому что для меня это, во-первых, удобнее, по гравийке ехать пыльно, медленно и не безопасно, потому что мотоцикл рыскает. Когда меня догоняет машина и сигналит, я не съезжаю с дороги, потому что это просто небезопасно, так как надо спрыгивать с асфальта на гравий. А так как у меня опыта намного меньше, я не могу спрогнозировать, как именно себя поведёт байк в этой ситуации, то каждый такой спрыг, для меня достаточно опасный. Соответственно, я не ухожу с трассы.

Такая ситуация – я еду по дороге и слышу, где-то сзади сигналит грузовик. Вижу по зеркалам, что метров за 200, он начинает предупреждать, чтобы я сошёл с дороги. Местные все поспрыгивали вниз, а я еду дальше. Он догоняет, пристраивается сзади и, соответственно, сигналит. Я не ухожу, потому что для меня, безопаснее ехать прямо здесь, а не спрыгивать вниз. Он едет, сзади сигналит, у него гудок, наверное, как у тепловоза, то есть очень громкий, едет в 5 метрах от меня. Я еду в шлеме, ругаюсь, а сам ему ничего не показываю, потому что не знаю местный менталитет, как они отреагируют. Может быть, я ему покажу fuck, а он возьмёт и меня немножко прижмёт. Или покажу ему, что езжай по встречке, не тупи – он как-нибудь отреагирует. Соответственно, я просто еду по своей дороге. Ситуация достаточно напряжённая, неприятная. В принципе, она для меня безопасная, потому что я слежу за ним – на каком он расстоянии, не делает ли что-то, что для меня было бы нежелательным. Соответственно, я не прижимаюсь вправо, потому что, попробовав несколько раз,  понял, что это тоже небезопасно. То есть ты едешь на байке, у тебя руль заканчивается здесь, а он проезжает на минимальном расстоянии, а тут ещё и ветровой поток – поэтому, небезопасно. Соответственно, я не прижимаюсь вправо, не показываю ему, что давай протискивайся, потому что он будет протискиваться, а мне тогда придётся спрыгнуть вниз. Он сам выбирает для себя, решает свою задачу, чтобы обогнать, выбирает время для обгона, когда встречка свободная, или его кто-то пропускает – он перестраивается, я оттормаживюсь, мы делаем такую рокировку, чтобы он быстро занял свою линию. Когда всё это происходило, назвать это приятным было нельзя, это был такой достаточно напряжённый, раздражительный момент. Но сейчас, когда я о нём вспоминаю – это прикольно. У меня такой снапшот этой фотографии – едет Олег на байке, сзади огромный грузовик, а снизу подпись «Русские не сдаются!»

Вот такие моменты, они делают нашу жизнь, наш путь интереснее. Если бы этого не было, если бы всё шло как по маслу, то я бы просто приехал в эту страну, и у меня, в принципе, не осталось бы никаких таких воспоминаний. Это переключение, оно создаёт динамику, и даже негативные какие-то сценарии очень полезны и важны.

Я вижу, что у меня средний портрет клиентов, которые обращаются с депрессией – это девочка или мальчик, у которых родители хорошо зарабатывают, живут на всём готовеньком и ничего не делают. Может быть, даже и не ходят на работу или ходят на такую работу, которая рутина рутиной, и там не особо что-то надо делать. Это, практически, гарантированно утягивает в депрессию. Я не понимаю, зачем жить, не хочу никуда двигаться, потому что всё одинаково. Проблем нет, то есть всё хорошо, но вот само ощущение, что всё одинаково – это очень плохо. Даже у тех людей, которые ходят на работу, которая их бесит, им не нравится – это лучше, чем бы вообще никаких эмоций не проявлялось. Потому что головному мозгу нужна подпитка. Не важно, какая это будет подпитка – положительными или отрицательными эмоциями, это даёт ему пищу для размышления. И мы, соответственно, можем с этим как-то работать.

Тот же самый момент по поводу переключения, я могу сейчас сказать – у меня было лето достаточно жаркое, был в Севастополе, там шпарило солнце всё лето, туч вообще не было, может только неделю. То есть лето такое, как надо – рядом с морем, можно купаться. Потом была Индонезия, Вьетнам, сейчас Камбоджи. Я сейчас выбираю так маршрут, когда не хочу ехать по береговой линии – для меня уже не имеет какого-то такого впечатления, что рядом море. Я просто понимаю, что хорошо, проезжаю какой-то город, который стоит возле моря, что я приду на пляж – но просто это уже стало рутиной. Такой же рутиной, как вы дышите каждый день воздухом. Вы же не говорите, что это круто, так круто дышать, вам так это нравится. Для вас это просто обычный рутинный процесс. Здесь то же самое – то, что постоянно, что легко даётся, оно сразу теряет ценность. Именно поэтому то, что в России такая погода – это очень здорово. То, что есть холод, есть слякоть, есть весна, есть осень – и они реально разные. То есть у нас 4 раза сменяется климат.

Когда я приехал в Индонезию, мне было странно, почему местные люди ходят в штанах и рубашках или толстовках. А когда ездят на байке, то ещё под шлем заправляют капюшон от толстовки. Мне было странно, зачем они это делают. 30 градусов на улице, он едет в толстовке или вообще в куртке и в штанах, а на лицо надевает маску. Чуть позже я понял – они так прячутся от солнца, потому что оно постоянно.  Для них солнце – это что-то агрессивное. Отсюда есть и социальная функция – чем меньше у тебя загара, чем более ты белый, значит, ты более состоятельный, потому что состоятельные могут работать в офисе и ездить на машинах, а несостоятельные работают в поле с тяпками, и они такие загорелые и чёрные. Но у нас, весь этот процесс поставлен совершенно наоборот. Можете обратить внимание на те процессы, которые у вас происходят в жизни и которые, может быть, вам не нравятся, и можете перевернуть вот эту всю составляющую для того, чтобы увидеть, что в этом есть очень большой смысл. В этом дискомфорте есть большой смысл – чтобы вам получить удовольствие от комфорта, вам нужно сначала почувствовать  этот дискомфорт. Если будет всё одинаково, то будет просто рутина.

Мне в принципе, сейчас нравится наблюдать за людьми и понимать их мотивацию, почему они так действуют. Я недавно смотрел ролик – Max Trawor путешествует сейчас по Южной Америке на мотоцикле. Он путешествует довольно долго. Он, не как я, а нормальный, тружный путешественник. У меня это больше, как просто попробовать, посмотреть, какой из этого можно извлечь опыт. Его спрашивают, и, отвечая на вопросы: «Как там путешествовать на мотоцикле, получаешь удовольствие?» – он говорит: «Нет, просто еду». Вот этот процесс, который для других это «Вау! Мотоцикл, ты на горном серпантине, чудесные виды» – а ты это всё видишь каждый день, и это всё очень сильно приедается. Поэтому удовольствие от этого процесса, ты можешь получить только, когда есть переключение, когда есть разница.

Когда я ехал во Вьетнаме из Хошимина, двигался с севера на юг, не учёл того момента, что на севере ближе к верху холодно. Холодно – это 19 градусов, дует сильный ветер и на байке ехать при температуре + 19 прохладно, замерзаешь, если без нормальной экипировки. Плюс ещё каждый день, лил довольно продолжительный дождь. Когда я ехал под этим дождём и выезжал, в какой-то момент выглядывает Солнце, дорога просыхает, ты выезжаешь на солнечную погоду, и прямо внутри поднимается радость – ты едешь, кайфуешь, кричишь в своём шлеме: Аа-а-а, круто». Реально очень сильная такая эмоция. Вот эта картинка у меня, как снапшоп, фотография сохранена. Я думал: «Как круто ехать по теплу и Солнцу – офигенно!» Но спустился ниже, соответственно, стало тепло. Холодный воздух, который идёт через Полюс, через Россию, через Китай и попадает вниз по Континенту, заканчивается, его уже перебивает тот экваториальный, который идёт по морю и, соответственно, становится тепло. Когда  ехал уже по низу, потом заехал сюда в Камбоджи – я еду,  постоянно сухо, и постоянно Солнце. Я перестал получать удовольствие, потому что просто стало нормально, просто стало рутинно.

Посмотрите на те процессы, которые у вас происходят в жизни – что её наполняет. Может быть, где-то можно сделать так, чтобы рутина, которая у вас присутствует в жизни, её можно было разрядить какими-то другими составляющими. Посмотрите, как сделать, это разнообразие. Так же посмотрите на те процессы, которые вы считаете не пригодными для вас, плохими. Возможно, в них есть очень большая ценность. Я, например, нормально отношусь к голоду, то есть для меня эти чувства не имеют негативного контекста. Я понимаю, что чем я более голодный, тем у меня будет больше кайф, во время принятия пищи. И этот процесс, меня не гнетёт. То есть, если я еду голодный, я могу свободно 2-3 часа ехать с пустым желудком. Обычно так и получается – встаю утром, сажусь на байк, и первый раз я ем где-то в 12-13 часов. При этом не испытываю какого-то напряжения, потому что организм способен работать в любых режимах. То есть утром можно попить чаю или воды,  дальше двигаться спокойно.

Посмотрите на те процессы, которые у вас сейчас в жизни есть, которые вы наделяете негативными свойствами. Возможно, в них есть очень большой смысл. Может быть, вы даже к этому добавите ещё что-то, чтобы этот процесс был ещё более разнообразным, чтобы переключений было больше, чтобы один день был по максимуму не похож на другой.

Создано: 18.01.2018