Каждый человек задающий себе вопрос в чем смысл жизни, это тот человек кто проснулся от спячки, открыл глаза и критически посмотрел на свою жизнь. То что я делаю, это действительно верный путь? В чем смысл моей жизни? Куда я двигаюсь и главное зачем? Не буду ли я раскаиваться за прожитую жизнь?

Если мы в рассуждениях будем отталкиваться от того, что человек рождается, умирает — и в конечном итоге все станет прахом — то действительно, вся эта плодотворная деятельность будет бессмысленной затеей. Человек как белка в колесе. Вроде и бежишь, декорации меняются, а в сухом остатке все та же смерть.  

Нужно принять как данность, что все на планете Земля живет по такой схеме. Трава вырастает, дает пищу травоядным и погибает. Животные растут участвуя в пищевой цепочке, поддерживая ее баланс, и умирают. И так каждый организм на земле — приходит выполняет свою небольшую функцию и уходит. Так заложено природой. Но только человек может этим процессом быть неудовлетворен.

Кошка в доме будет счастлива если ее будут кормить, несколько раз в день гладить и будет возможность спать в тепле. Собаке тоже не много нужно — хозяин рядом да возможность покушать и погулять. И все эти живые существа так спокойно и с удовольствием воспринимают текущую данность (я бы даже сказал рутинность), что иногда хочется им позавидовать.

Что же с нами не так? Почему человек находящийся в безопасности и благополучии начинает страдать?

Если посмотреть на общемировую статистику, то в 21м веке ВВП на душу населения растет, средний доход увеличивается, люди трудятся меньше, живут дольше — по всем фронтам идет улучшение уровня жизни. Но где же тогда радостные и смеющиеся люди? Где эти светлячки? Среди моего окружения я таких заметить не могу (и я в том числе).

Если социальные блага приводят к большему счастью, то общемировое счастье должно также расти. Ведь многие базовые потребности сейчас закрываются намного лучше чем, скажем, 20 лет назад. Чтобы не быть голословным ниже данные как по России, так и по миру.

Показатель


Средняя зарплата в РФ56 $
(2000)
549 $
(2008)
620 $
(2018)
ВВП России в текущих ценах, млрд. Руб7306
(2000)
41277
(2008)
88177
(2018)
Мировой ВВП на душу населения, $5607
(1995)
6817
(2000)
10306
(2015)
Средняя продолжительность жизни в мире65 лет
(1990)
68 лет
(2005)
72 лет
(2015)

Представим, что наша жизнь полностью лишена напряжения и нужды трудиться. Будет ли для человека это хорошо? Сможет ли он как кошка или собака, наслаждаться течением жизни?

Многие скажут, что если бы у меня был порядок с ресурсами (здоровьем/недвижимостью/девушкой/детьми), то я бы был счастлив. Но время показывает что этого недостаточно. После эйфории от получения чего-либо, человек просто повышает требования, и он снова возвращается к напряжению. Иначе бы мы бы видели больше 50% людей в состоянии счастья. Так как у большинства людей есть где жить, есть что есть, они не помирают от болезней.

Смысл жизни через путешествия

Некоторым кажется что путешествия — это именно то, что им не хватает. Кажется, что в этом и есть смысл жизни — посмотреть все. Но внимательно понаблюдайте за путешественниками. Кроме показного счастья которое вы можете видеть через Instagram или YouTube, можно уловить что это для многих не более чем рутина. Я специально изучал этот процесс у тех кто путешествует больше года, и на вопрос о том, каково им путешествовать они отвечают что «нормально». К примеру, один путешествует на мотоцикле по Мексике, и на вопрос кайфует ли он от езды, отвечал — «я просто еду». 

Я сам путешествовал 2 года по России и миру, и надеялся жизнь наполнится красками, но этого не происходило. Да в начале путешествия, действительно была новизна, и огромное количество задач которые приходится решать, и это создавало интерес. Но со временем сложных моментов становиться меньше и былой смысл в такой жизнедеятельности пропадает.

Эмоции как замена смыслу

Аналогично наблюдаю и по получению удовольствия. Этот тот стиль жизни, где человек старается выжать как можно больше впечатлений из каждого прожитого дня. И можно подумать, что яркая жизнь это именно тот ингредиент который сделает жизнь осмысленной. Посмотрите чуть глубже и вы увидите, что за всей этой мишурой, стоит отсутствие вектора и смысла в жизни.

Это примерно также как смотреть на подвыпившего человека и восхищаться его умению получать удовольствие от простых вещей. Но ведь вы понимаете, что это обычное сбегание от проблем. После бурного веселья — бессмысленность существования встречает с еще большей силой. Так и с людьми которые пытаются заглушить боль от отсутствия смысла — через сильные эмоции (путешествия, кино, игры, музыка).

Вы наверно можете вспомнить людей которые специально ищу конфликтов. Это та же история с поиском эмоций, только в обратную сторону — негативных. Какая-нибудь бабушка как будто с удовольствием ругается в магазине из-за того что очереди в кассу длинные (хотя дома ее никто не ждет, кроме телевизора и «Дома-2»). Но смысл этих действий не в самих действиях, а в эмоциях и новых вызовах. Как только человек понимает, что у него есть задача, даже негативная эмоция (в виде раздражения) приносит облегчение, чем вакуум от скуки.

Вакуум разумеется смысловой — отсутствие вектора, движения и смысла. Этот вакуум порождает чувство обособленности и одиночества. Весь мир вдруг теряет краски. И не важно, что у вас есть где жить, и есть что покушать — понимание, что вы на этой планете один, останавливает все процессы жизни. Эмоции же наоборот заполняют это пустоту. Хотя бы на время. Но эмоции, разумеется, не придадут жизни смысл — эта задача другого порядка. Эмоция — лишь временное решение.

Связь смысла и здоровья

Иметь четкую направленность своей жизни это 90% здоровья. Вот некоторые факты которые это подтверждают:

  • Когда солдаты сталкиваются с реальными военными действиями то психосоматические и психические заболевания проходят. Магическим образом аллергия перестает проявляться, психика в которой раньше наблюдались проблемы, вдруг становится здоровой и т.д.
  • Заключенные концентрационных лагерей не болели психическими и психосоматическими заболеваниями. При нечеловеческих условиях, голоде, издевательствах и ежедневном виде смерти — крыша должна по всем признакам ехать чаще, но этого не случалось.
  • Длительность жизни сильно зависит от социальных контактов. Чем больше внешних связей, тем здоровее человек.

Почему так происходит? Когда обнаруживается четкий вектор (к примеру на выживание), то все ресурсы организма бросаются на действие. Психика приобретает вектор направленный на одну единственную цель. Жизнь становится понятной, а что делать очевидно. Как только этот вектор теряется, то психика начинает пожирать сама себя. Потенциал и энергия есть, а расхода нет. Поэтому солдаты как только возвращаются к обыденной жизни вдруг обнаруживают, что заболевания вернулись.

Это же я наблюдаю и у своих клиентов. Чем более разряженная жизнь, чем меньше в ней смысла, тем больше проблем со здоровьем. Недавно общался с клиентом, у которого в 20 лет уже проявились психические проблемы, и требуется принимать лекарства. Для этого возраста это очень странно. Все потому, что большие амбиции и отсутствие действий (вектора движения) создают в головном мозге избыточный потенциал. Он никуда не уходит. Психика начинает сама для себя придумывать задачи. 

У кого-то появятся высыпаниями на коже — и этот человек вдруг приобретает задачу с которой ему теперь нужно бороться. У кого-то возникают навязчивые мысли, и теперь борьба с ними становится новым смыслом жизни. У кого-то начинают шалить внутренние органы, и лечение становится новым вектором и смыслом.

Если нет направленности, то мозг сам придумает ее. Только из ресурсов у мозга есть лишь он и тело, так что вероятнее всего это будет разрушение либо того, либо другого. Бывают, конечно, и созидательные процессы. К примеру, может хотеться секса много и разного — это поднимет огромный пласт задач. Или возникнуть трудоголизм. Но не потому что действительно этого хочется, а потому, что это создает задачу и появляется осмысленность. Но не проще ли самому взять процесс постановки смыслов в свои руки, а не полагаться на бессознательные процессы?

Вернемся к примеру выше — как количество социальных контактов влияет на длительность жизни (а значит и здоровье)? Дело в том, что любой контакт с людьми создает задачу. Когда ты сам с собой, то у тебя нет противоречий — ты сам устанавливаешь правила и условия, и сам же их выполняешь (или не выполняешь). Единственный конфликт который человек может сделать — это с самим собой (то о чем я уже писал, создать психическую проблему на пустом месте). Когда же у нас есть контакт с другими людьми, то мы вынуждены находить точки соприкосновения. Это создает вектор. И не важно нравится ли нам коммуникация или нет, она заполняет пустоту, вызывает эмоции, создает задачи.

В чем смысл жизни?

Раньше я полагал что жизнь однополярная. Есть хорошие дела, и есть плохие. Есть правильный способ жить, а есть неправильный. Есть истинный смысл жизни и есть ложный. Но со временем, я лишь убеждался, что если что-то в мире существует, оно имеет смысл.

К примеру кто-то может топить за идею ЭКО энергетики. Но в конечном счете это не имеет значения. Результат будет одинаковым. Рассмотри подробнее, чтобы вы осознали всю эту гармонию:

  • Атомная энергетика рискованна и может сильно загрязнить окружающую среду.
  • Тепловые электростанции использующие газ, уголь и нефть — загрязняют окружающую среду постоянное и равномерно.
  • Гидороэлектростанции — создают ущерб природе: плотины, затопления, невозможность перемещения рыбы, изменение климата.
  • Солнечная энергетика занимает большие площади, лишая природу естественного освещения и тепла солнечных лучей.
  • Ветряные мельницы — меняют розы ветров, изменяя климат.
  • Геотермальная энергетика, поднимает тепло из недр земли повышая температуру окружающего мира.

С какой бы мы стороны не зашли, всегда будут последствия.

Это же касается и любой деятельности человека. К примеру возьмем мою деятельность, я обучаю людей жить гармонично, за короткое время приводя к осознанию глубинных процессов психики. С одной стороны это хорошо. Но с другой, я создаю такое же торможение. Из-за меня человек не получает самостоятельного опыта решения своих задач. Если человек не сталкивается с реальными сложностями, а все ему достается в готовом виде, как он станет мудрее? Откуда возьмется навык преодоления препятствий?

То ускорение которое я даю, создает такое же торможение, только в области навыков.

Это закон сохранения энергии. Сколько вы выпустили наружу, столько же должно к вам и прийти. Чем больше ресурсов у людей (квартир, машин, денег), тем меньше у земли (лесов, недр, ископаемых). Чем больше вы созидаете (к примеру, строите дома), тем больше разрушаете (уничтожаете природу и ресурсы). И обратное — чем больше вы созидаете природы (садите деревья, убираете мусор, оберегаете животных), тем больше разрушаете человечество (тратятся деньги и налоги которые кому-то придется заработать).

Энергия не может появиться из ниоткуда. Она лишь перетекает. 

Как это связано со смыслом жизни?

Любой смысл ценен и важен для каждого конкретного человека, и может быть бессмысленным и даже разрушительным по мнению другого. Смысл жизни это способ выразить свою индивидуальность, изменить мир под себя. Т.е. создать себе задачу: большую — на всю жизнь, или малую — на 10 минут, это не важно.

Кто-то видит смысл жизни в духовном развитии и ударяется в чтение духовных книг и медитаций. Кто-то в воспитании детей. Кто-то в создании огромных компаний. Кто-то стремится попробовать в этой жизни все. Какой будет вектор — неважно, ведь в конечном счете сумма всех слагаемых будет всегда равняться нулю. Энергии не становится больше, она лишь меняет свойства.

Какие выводы получаем из всего вышесказанного о смысле жизни:

  1. Нет правильного или неправильного смысла. Все имеет право на существование. Смысл жизни может быть любой.
  2. Смысл жизни может меняться, в зависимости от уровня развития. У детей он может сводиться только к выживанию, чуть повзрослее к скорейшему росту (стать как папа), и т.д.
  3. Смыслы могут быть короткими, несколько часов, иногда даже несколько минут. Когда вы кому-то помогли, скажем, поднять коляску по ступенькам, или помогли вытолкать машину из кювета — вы можете почувствовать приятное душевное тепло. Почему? Потому что это небольшое событие привносит в вашу жизнь смысл. Эти несколько минут вы прожили не зря. Именно поэтому некоторые люди занимаются благотворительностью, заботятся о животных и т.д. Эти события могут создать периоды наполненные смыслом.   
  4. Единственное что важно в выборе вектора, это цепляет ли вас это, или нет. 
  5. Смысл жизни это не просто приятная особенность которую желательно найти. А базовая потребность. От нее будет зависеть здоровье и долголетие.
  6. Так как любая деятельность становится в какой-то момент рутиной, наша задача удерживать уровень удовольствия и энтузиазма подпитывая его. Если оставить этот процесс на самотек, то скорее всего даже самая интересная деятельность со-временем наскучит.

Разные смыслы

Каждый человек индивидуален, и примеры выше на счет бессмысленности путешествий, развлекательного образа жизни (т.е попробовать все) и жизнь в пьяном угаре — это лишь моя позиция. Бессмысленность проживания такой жизни существует только для меня (по крайней мере на момент написания статьи) — так как в той или иной степени я этот опыт получил, и акценты сменились. Все люди разные, и кто-то увидит в бесконечных путешествиях огромный толчок для роста и получения бесценного опыта.  

Разберемся с тем, откуда растут корни различий. Что обуславливает что кто-то интересуется живописью, кто-то музыкой, кому-то интересен заработок денег, а кто-то всю жизнь проводит в алкогольном угаре (повторюсь, это не является ни плохим, ни хорошим, помните про закон сохранения энергии). 

Для того чтобы лучше понимать причины многообразия интересов, рассмотрим вундеркиндов. Ведь с таким четким вектором как у них, смысл жизни становится очевидным — кто-то гениален в музыке, кто-то в запоминании, кто-то в науках. Откуда у них появляются такие отличительные особенности? Можно ли такую четкую направленность развить в себе?

Есть два распространенных мнения: вундеркинды это генетика, и вундеркинды это результат упорных тренировок и учебы.

Генетика

Роберт Грэхем провел такой эксперимент: создал банк спермы нобелевских лауреатов. Искусственным оплодотворением таким образом появилось 200 детей от них. Каково же было удивление когда из столь одаренных отцов лишь один ребенок выделялся умом. А ведь это средняя статистика: если взять 200 случайных детей, то 1 из них будет одаренным.

Мы также знаем, что одаренные родители не рождают одаренных детей, точнее количество одаренных детей в таких семьях такое же, как и в обычных. К примеру у Моцарта было 3 ребенка (доживших до юношества), и ни о ком мы ничего не слышали. Дети Эйнштейна также не принесли особого вклада к какие-либо области.   

Это говорит о том, что гены не влияют ни на интересы, ни на одаренность.

Воспитание ребенка

Другая позиция, что вундеркинд это результат воспитания ребенка, с чем я могу согласиться лишь отчасти.

Есть две модели обучения детей. Первая — обычная, от учителя к ученику используя тренировки. Другая (естественная) это копирование. В головном мозге есть специальные зеркальные нейроны которые позволяют быстро переносить тонкости поведения других людей. Так дети учатся ходить и разговаривать. 

Раз у великих людей дети не вырастают в вундеркиндов, значит не достаточно ни занятий (а с многими детьми занимались достаточно интенсивно), ни присутствие родителя рядом.

Между с тем можно наблюдать детей вундеркиндов из совершенно разных типов семей: Где-то любят ребенка и не мешают проявлять себя. Где-то в него пичкают знания, накачивая информацией. Где-то очень строгое воспитание.  

Но что интересно, еще до того, как ребенок дорастает до возраста когда с ним начинают заниматься (около трех лет), вундеркинд уже ведет себя по-особенному. К примеру есть дети с феноменальной памятью. Родители ничего не делали для этого, а ребенок уже начинал проявлять чудеса запоминания.  

Вывод очень простой: воспитание в малой степени влияет на интересы, интеллект, наклонности, потенциал. 

Заложено до рождения

Вырисовывается картинка, что после рождения происходит только реализация того, что было заложено в ребенке. Но если это не гены родителей и не воспитание, то что это?

Я считаю что натура будущего человека определяется его индивидуальной энергией. То что называют душой. Душа приходит не раз и не два на землю, и чем больше циклов проходит душа, тем больше потенциала в ней. Ведь на каждом цикле она становится мудрее, приобретает опыт и навыки. 

Я полагаю (и думаю это доказать на данном этапе развития человечества будет сложно), что душу ребенок наследует от умерших людей. Скажем, если где-то умер гений физики, и его душа воплощается в новом теле, то у этого ребенка вероятно будут сильные потенциалы в физике. Если перерождается душа музыканта, то ребенок будет наголову выше чем его сверстники в музыке. Т.е. Душа вечна — а человек лишь временное воплощение.

Считайте, что на момент рождения какие карты вам выпали, такие выпали. У каждого будут разные начальные позиции. И если вам, не выпала карта с четким вектором в навыках, то не стоит смотреть на тех кто стартовал не с нулевых позиций. У вас другой путь. Он не лучше, не хуже, не сложнее — он будет насыщен другими событиями.

Также как и некоторые дети родились в богатой семье, а некоторые в бедной — пути развития этих детей будут сильно разниться. Бедняку не нужно смотреть на богатого, так как действия для достижения той же цели у них будут разными. 

Эту теорию мы и возьмем за отправную точку для к поиска своего вектора и смысла жизни.

Что делать?

Итак у нас вырисовываются несколько задач для кристаллизации индивидуального смысла жизни:

  1. Проверить какая вам выпала карта (сильная или слабая). Если вы до сих пор этого не знаете, то попробуйте себя в разных эпостасиях, если где-то будет заметен быстрый рост и сильное вовлечение в процесс работы (относительно других сфер), это значит что с этим делом вы уже были знакомы в прошлом воплощении. Имеет смысл обратить на него внимание.
  2. Если же это не про вас, и нет ни одного дела которое длительно бы вас увлекало, то вероятно в прошлом вы ничем примечательным не обозначились и навыков не приобрели. Тогда идем по другому пути:

Кристаллизация смысла жизни

Итак, мы имеем личность без четкого бэкграунда. Что делать дальше?

  • Нужно установить, (придумать) вектор который бы был для вас наиболее органичен. Посмотрите все сферы которые могут быть для вас потенциально интересны. Не ограничивайтесь ничем. Даже тем насколько сложно осуществима такая задумка.

Что делать если ничего не цепляет?

  1. Глубина погружения

Для этого нужно создать интерес. Как думаете как получается интерес к живописи или фотографии? Либо это уже заложено в человеке (т.е это не его заслуга), либо это его погруженность в процесс. К примеру, когда человек разбирается в музыке, то он слышит и красивую мелодию, и такт, и музыкальные инструменты, и переходы. Для него простая музыка превращается в плотный поток информации (посмотрите YouTube как увлеченно рассказывает о музыке Александр Пушной — для него это целый мир).  

Поэтому один из ключей для развития интереса — изучать область, расширять знания о ней. И желательно начинать с тех областей которые уже контачат с вами. Ведь вы уже сейчас занимаетесь множеством вещей. 


Возьмем еду. Насколько вы гурман? Сможете описать отличие вкуса мандарина от апельсина. А описать вкус банана, какой он? А какое послевкусие? А замечали как влияет вид еды на ее вкус? 
Вы всегда вкусно готовите, выделяете время и наслаждаетесь каждым кусочком, предварительно дав время чтобы организм проголодался? Обычно ведь как, вы навалили еды, уткнулись в экран монитора, загрузили на автомате еду, и когда очнулись то вы уже сыты. Как думаете если бы вы также занимались сексом сколько вы бы получили удовольствия? Вместо 100% погружения в процесс ласк, вы бы обдумывали детали завтрашней работы, или где достать денег. Еда это не только питание, секс это не только фрикции и т.д.

2. Создание подзадач

Как думаете для чего некоторые люди коллекционируют статуэтки, магнитики с разных стран? Так они создают интерес! Человек видит магазин в другой стране, и вроде бы ему в нем ничего не надо, но вспомнив что он коллекционирует почтовые марки заходит туда. Так путешествия приобретает дополнительный смысл.

У Артемия Лебедева (который посетил все страны мира), большое количество коллекций. Часть электронные — фотографирует канализационные люки разных стран, таблички. Все это сортирует и бережно хранит. Он отправляет с каждой страны открытку самому себе (чтобы дома поразглядывать штампы и путь движения открытки). Получает штамп в паспорте. Пишет в блоге о том что он видел в стране и публикует фотографии.

Так у него появляется осмысленная задача — большая и многогранная.

Глобальная задача (которую он сам для себя придумал) — посетить все страны мира. А мелкие подзадачи создают наполнение. Ведь после получения штампа в загранпаспорте страна считает посещенной, а мелкие подзадачи толкают на изучение нового государства.

Разумеется, многие из этих смыслов которыми увлекается Лебедев для многих покажется ерундой — все мы разные. Замечайте то, что импонирует вам. Но начните развивать те области, которыми вы уже сейчас занимаетесь.


Текст писал автор сайта,
Олег Димитров



Создано: 12.12.2018